Вниманию зрителей представлены два десятка живописных дипломных картин 1950-х – 1960-х годов. Изначально создатели выставки планировали вывесить работы более обширного временного периода, но количество и качество произведений заставляет задуматься об устроении серии выставок, посвященных дипломным работам, выполненным в советский период. В экспозицию вошли сюжетные картины на исторические и современные темы.
Представленные работы имеют не просто методическую ценность, но обладают высокими художественными качествами, музейной ценностью. По мнению ряда авторитетных руководителей художественных училищ в 1950-е – 1970-е годы можно назвать своеобразным «золотым периодом» для средних специальных художественных учебных заведений, профессиональный уровень был на высоте. Как высказался один из зрителей, из выставки получилась настоящая песня советской живописи.
Соцреализм, как явление изобразительного искусства ХХ века, в лучших своих проявлениях стал прямым продолжателем и хранителем традиций великолепной русской классической академической живописи. В конце 1950-х – начале 1960-х годов в отечественной художественной культуре формируется направление «Суровый стиль». Художники воспевали судьбы современников, их энергию и волю. Основными сюжетами были трудовая жизнь простых людей, «героика трудовых будней»; военное и послевоенное время, тяжесть и подвиг этих лет. Для сурового стиля характерно обобщенное и лаконичное изображение. Основой выразительности служат большие плоскости цвета и линейные контуры, крупная компоновка фигур в формате, что придает образам монументальность. Картина становится похожей на плакат. Расцвет сурового стиля приходится на 1960-е годы, а влияние будет прослеживаться в живописных произведениях на периферии страны до самых 1980-х. В ряде представленных на выставке картин явственно видно следование авторов данному направлению.
Интересно, что в экспозицию вошли дипломные картины художников, которые впоследствии долгие годы преподавали в ЯХУ, стали настоящими легендами благодаря своему педагогическому профессионализму и художественной одаренности, - это Сергей Иванович Курбатов, Александр Семёнович Горячев, Владимир Николаевич Смирнов.
Советская эпоха второй половины ХХ века стала временем расцвета целой плеяды великолепных мастеров живописи на небосклоне отечественной художественной культуры. В это время творили художники, ставшие настоящими классиками русской живописной школы – Таир Салахов, Виктор Попков, Гелий Коржев, Евсей Евсеевич Моисеенко и Андрей Андреевич Мыльников, А.А. Пластов, В.Ф. Стожаров и многие другие. В своих произведениях они показывали героизм русского человека, широту его души, любовь к родной земле, красоту и счастье простой жизни.
Выставка наглядно демонстрирует преемственность лучших художественных традиций русской и советской живописи. А пока в процессе обучения сохраняется преемственность, сохраняется и школа, сохраняется высокое искусство.
![]()
Аристархов. Купили оркестр Х.м. 93.5х130
![]()
Горячев А.С. Ивушка. 1959 Х.м. 82х130
![]()
Катомин. Охотники Х.м. 101х149
![]()
Козьмин. Юность. 1958 Х.м. 70х131
![]()
Корзин А.В. Весна. Очистка семян. 1960 Х.м. 89х178
![]()
Кротова А.П. На сенокосе. 1967 Х.м. 151х110
![]()
Кузнецов. Свадьба. 1958 Х.м. 85х139
![]()
Курбатов С.И. М.Горький. 1956 Х.м. 101х124
![]()
Лебедев Ф. Операционная. 1955 Х.м. 74.5х97.5
![]()
Малыгин С. В аптеке. 1964 Х.м. 77.5х90
![]()
Павловский В. Чапаевцы Х.м. 120х160
![]()
Работнов. На смену. 1964 Х.м. 120х180
![]()
Смирнов. На уборке капусты Х.м. 103х201
![]()
Смирнов В.Н. Московское шосе. 1961 Х.м. 70х160
![]()
Фатьянов. На Северной Двине. 1959 Х.м. 96.5х180
![]()
Флоринский Н.П. Пугачев. 1959 Х.м. 90х173
![]()
Чепурченко К.В. Кузнецы. 1960 Х.м. 155х110